Центр компетенций

Центр компетенций по развитию инновационного предпринимательства в российских ВУЗах
Комплексная работа по развитию профильных компетенций сотрудников ВУЗов

 

Направления работы

Краткосрочные программы повышения квалификации (70 часов):

Привлечение венчурных и прямых инвестиций в технологические проекты
Инвестиционный менеджер частного инвестиционного фонда
Постановка управления научно-техническими разработками
Трансфер и коммерциализация технологий

Содержание работы

Апробация ППК

          Обучение группы слушателей
          «Упаковка» проектов МИП
          Защита проектов МИП перед инвесторами

Внедрение ППК

          Передача УМК
          Подготовка преподавателей

Зарубежная стажировка

          Babson Executive Education & MIT (Бостон-Кембридж, США)
          INNOPOLI (Отаниеми-Хельсинки-Тампере, Финляндия)



ППК – программа повышения квалификации
МИП – малые инновационные компании, созданные ВУЗами в рамках 217ФЗ

УМК – учебно-методической комплекс
MIT – Massachusetts Institute of Technology

Целевые группы

Владельцы и топ-менеджеры МИП созданных в рамках 217ФЗ
Руководители и сотрудники инновационных департаментов
Преподаватели инновационных и экономических кафедр
Предпринимательски ориентированная молодёжь



МИП – малые инновационные компании, созданные ВУЗами в рамках 217ФЗ
Молодёжь студенты, аспиранты, молодые учёные экономических и технических специальностей

Завершённые проекты

Казанский национальный исследовательский технологический университет (ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)

Апробация ППК

          50 слушателей успешно закончили курс
          7 МИПов выполнили «упаковку» проектов
          9 МИПов представили проекты инвесторам

Внедрение ППК

          7 преподавателей подготовлено


Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (НИ ИрГТУ)

Апробация ППК

          26 слушателей успешно закончили курс
          5 МИПов выполнили «упаковку» проектов
          5 МИПов представили проекты инвесторам

Внедрение ППК

          5 преподавателей подготовлено

Зарубежная стажировка

          2 преподавателя прошли обучение в Babson Executive Education (Бостон, США)


Курс для сотрудников нанотехнологических центров, созданных при поддержке ОАО «РОСНАНО»

Апробация ППК

          22 слушателей успешно закончили курс
          11 проектов выполнили «упаковку»
          11 проектов аттестовалось инвесторами

Зарубежная стажировка

          15 слушателей прошли обучение в Babson Executive Education с посещением MIT (Бостон-Кембридж, США)


Курс для руководителей инновационных департаментов российских ВУЗов

Апробация ППК

          21 слушатель успешно закончили курс
          11 проектов выполнили «упаковку»
          11 проектов аттестовалось инвесторами

Зарубежная стажировка

         12 человек прошли обучение в INNOPOLI (Отаниеми-Хельсинки-Тампере, Финляндия)


Курс для технологических компаний, получивших финансирование ОАО «РОСНАНО»

Апробация ППК

          16 слушателей успешно закончили курс
          10 проектов аттестовалось инвесторами

Зарубежная стажировка

          12 слушателей прошли обучение в Babson Executive Education с посещением MIT (Бостон-Кембридж, США)

Отзывы

Алия Шагиахметова

Казанский национальный исследовательский Технологический университет

Поначалу, казалась невозможной задача разобраться во всей этой финансовой тематике, ввиду отсутствия профильного образования, но постоянная помощь и участие экспертов, помогли не просто освоить эту совершенно новую для меня область, но и позволили показать успешные результаты в завершении проекта.
Организация учебного процесса безупречна, это тот эталон, к которому должны стремиться любые организации, предлагающие образовательные услуги. Учебные блоки построены логично, хорошо продумано рабочее время.

Екатерина Васютина

Казанский национальный исследовательский Технологический университет

На момент начала проведения курсов у меня не было опыта ни в оформлении заявки, ни в подготовке презентации, ни в проведении расчетов, выступления перед потенциальным инвестором и т.д. – была только идея создания производства ветеринарного препарата. Благодаря помощи Александра Семенова и Кирилла Гладких и членов моей команды мне удалось практически с нуля подготовить инвестиционную заявку и финансовую модель и получить при защите проекта балл на уровне выше среднего.
Полученные на курсах знания и опыт позволили мне оформить заявки на участие в Программе инновационных проектов «Идея-1000»: «Молодежный инновационный проект», «Старт – 1» - организованной Инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан, гранте РФФИ, Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ среди граждан Российской Федерации в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время готовлю заявки на ряд других конкурсов.

Антон Понкратов

Казанский национальный исследовательский Технологический университет
ООО «Биотехпродукция»

В данном проекте я представлял предприятие организованное научными сотрудниками совместно с ВУЗом и занимающиеся разработкой и внедрением отечественных технологий в с области биотехнологических производств. Большой проблемой для нашего проекта, как и для многих малых технологических компаний, является привлечение средств, особенно на начальном этапе становления и развития бизнеса.
Поэтому тематические курсы, которые были организованы в КНИТУ впервые были очень интересны. С первых лекции проекта от профессора НИУ ВШЭ Родионова И.И., который в дружеской, непосредственной, но очень четко и содержательно отразил тенденции и реалии современной экономической ситуации, стало понятно, что проект будет интересен и привнесет новые знания, понимание.
На протяжении почти полутора месяцев командой и поодиночке мы пытались «переварить» полученные знания под четким и чутким руководством Кирилла и Александра. Благодаря их помощи и настойчивости, скажу честно, мы дошли до конца проекта. Отдельно хочется отменить оперативность размещения информационного контента в сети, все условия были созданы.
Главное, что я вынес из проекта – команда, именно она составляет половину успеха как минимум, и только при точном планировании, скрупулёзном расчете всех моментов можно рассчитывать на успех, особенно, что касается взаимоотношений с венчурными инвесторами!!! Надеюсь, что в будующем она сформируется, и мы успешно реализуем не учебный, а настоящий проект. Спасибо!
 

Светлана Кудрявцева

Казанский национальный исследовательский Технологический университет

Обучение по курсу «Привлечение прямых и венчурных инвестиций в технологические проекты» было для меня познавательным и интересным. Подача материала преподавателями отличалась большим количеством практических примеров. Для меня было ценно то, что все теоретические курсы были в последствие апробированы на наших реальных проектах. Преподаватели курса всегда готовы были нас поддержать, консультировали по всем возникающим вопросам, основательно готовили к выпускной работе.

Сергеева З.Х.

к.с.н., доц. каф. ГМУС КНИТУ

Я – преподаватель, и моим главным мотивом участия в программе ПК «Привлечение венчурных и прямых инвестиций в технологические проекты» стало, в первую очередь, желание расширить свой кругозор.
У меня были общие теоретические представления по многим вопросам, которые обсуждались в рамках данных курсов, т.к. я несколько лет преподавала дисциплину «Государственная инновационная политика» для студентов специальности «государственное и муниципальное управление». Но мои знания в целом носили теоретический характер. Курсы же помогли систематизировать и соединить теорию с практикой, благодаря командной работе над конкретным проектом и возможности познакомится с проектами других команд.
Я очень высоко оцениваю и содержательную, и организационную части обучения, и те результаты, которые получила лично. Считаю, что не зря потратила свое время и усилия, поскольку:
- программа курсов содержательно и методически продумана и грамотно выстроена;
- на курсах работает замечательный преподавательский состав, сочетающий высокий уровень теоретической подготовки и большой профессиональный опыт;
- тематика лекций и практических занятий формируют базовый комплекс финансово-экономических и юридических компетенций действительно необходимых для привлечения венчурных инвестиций;
- в ходе обучения предусмотрена возможность повторения пройденного материала, благодаря онлайн доступу к видеозаписям занятий, электронным учебным и методическим материалам;
- хорошо организована работа слушателей над конкретными проектами, при активной поддержке преподавателей-консультантов. Защита проектов и возможность познакомиться с инвесторами - отличный шанс и великолепный тренинг для руководителей МИПов;
- организаторы хорошо продумали последовательность информирования и обеспечения слушателей курсов новыми учебными материалами для каждого этапа работы;
- наконец, нельзя не отметить отличную организацию консультаций, как очных, так и дистанционных. В процессе работы над проектом (финансовой моделью, презентацией и др. документами) возникало много вопросов. А.С. Семенов оперативно и подробно давал разъяснения, терпеливо отвечая на наши электронные письма.
В целом, курсы - эффективный мотиватор к практическим действиям.
Я уже применила полученные знания, подав в ноябре заявку на VIII ежегодный конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», проводимый Инвестиционно-венчурным фондом РТ и Академией наук РТ в номинации «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан» (2012 г.).
Заявка прошла предварительный отборочный этап, я была приглашена на конкурсную комиссию для презентации своего проекта. Презентация прошла нормально. (Общие итоги пока не подведены.)
Считаю, что приобретенные на курсах компетенции весьма полезны не только в ситуациях поиска инвестиций, но и в ситуациях, когда мы сами, становимся инвесторами. Например, осознанное принятие решения о переводе накопительной части пенсии в НПФ предполагает знания хотя бы элементарных критериев оценки работы инвестиционных фондов, для того, чтобы грамотно выбрать фонд. Азы финансовой грамотности нужны всем, чтобы управлять собственными сбережениями, пусть даже небольшими.
Но в целом, конечно, программа обучения, в первую очередь, адресована предпринимателям, осуществляющим инновационные проекты.
Благодарю организаторов курсов за новые компетенции и опыт, которые я приобрела, участвуя в ППК! Желаю и вам дальнейших профессиональных успехов!

Вероника Медведева

Казанский национальный исследовательский Технологический университет

Пройденный курс обучения венчурному предпринимательству («Привлечение инвестиций») охватил широкий спектр деятельности инвестиционного капитала и анализ ролевых функций инвестора и инвестируемой компании, особенности заключения сделок и разработки бизнес-проектов, привлекательных венчурному инвестору.
За время повышения квалификации я получила навыки по разработке инвестиционных предложений для венчурных инвесторов; подготовки презентационных материалов инновационного проекта для потенциальных инвесторов.
Организация учебного процесса была построена на качественном уровне. Содержание занятий отражало реальный опыт, практикующих бизнес-ангелов и управляющих венчурными фонами, также проводились тренинги на реальных проектах, что в свою очередь, способствовало получению не теоретизированных знаний, а навыков, ориентированных на практику.
В настоящее время темы прямых инвестиций, венчурного капитала и предпринимательства, чаще всего, рассматриваются в общем контексте обучения студентов и аспирантов на факультетах экономики или бизнеса. Это означает, что предприниматели, многие из которых приходят из научной или технической среды, имеют мало шансов получить хотя бы начальные знания в этих областях. Однако если в научных и технических университетах и вузах в учебную программу будут включены курсы по венчурному инвестированию, тогда в научно-исследовательской среде возрастет понимание тех возможностей, которые существуют в сфере коммерциализации новых научных разработок. В связи с этим, моими планами в отношении полученного опыта в области венчурного инвестирования является возможность его использования в учебном процессе, либо курсах повышения квалификации для других слушателей.

Александр Кондаков

Казанский национальный исследовательский Технологический университет

Сначала хочу выразить огромную благодарность организаторам и преподавателям данной программы. Особенно Александру Семенову и Кириллу Гладких за их подход к работе. Было  интересно с ними работать. Обучение, проходившее с сентября по октябрь 2012 года в КНИТУ, было для меня некоторым откровением. Узнал для себя много нового и стал иначе подходить к оценке реализуемости  идеи. Идей в научной среде много, но не все они могут быть реализованы и внедрены в производство. Для того чтобы идея стала действительно жизнеспособной, и смогла вылиться в масштабный проект, который вырастит свою стоимость, необходим комплексный подход. Необходимо четко понимать, куда и зачем двигаться, сколько и чего необходимо. После лекций, семинаров и практических занятий я стал лучше понимать законы инвестиционных рынков. Теперь я смогу составить бизнес-планы для своих идей. Знаю, что хотят от меня услышать инвесторы и как правильно организовать продвижение проектов. Очень понравились лекции входящие в курс программы, особенно лекции Родионова И.И. На мой взгляд, данный курс полный и достаточный для понимания основ инвестирования. В дальнейшем буду рассматривать все свои научные разработки  через призму пройденного курса венчурного и прямого инвестирования.

Алия Идрисова

Казанский национальный исследовательский Технологический университет

Желание получить знания в новой сфере (мне совершенно не знакомой) возникло сразу, как только руководитель кафедры озвучил тему курсов. «Привлечение венчурных и прямых инвестиций в технологические проекты» показалось достаточно интересной и перспективной темой. А возможность не только получить теоретические знания, но и поупражняться на практике, соприкоснувшись с реальными проектами, разрабатываемыми на базе КНИТУ окончательно подтолкнули меня пройти обучение по данной программе. Будучи сотрудником гуманитарной кафедры, я отдаленно представляла себе, какие инновационные проекты развиваются в нашем вузе и не имела достаточно информации о названиях малых предприятий, их руководителях, возникновении, развитии …. Благодаря программе «Привлечение венчурных и прямых инвестиций в технологические проекты» мне удалось восполнить этот пробел и овладеть информацией о венчурном финансировании, о структуре и законах ведения венчурного бизнеса… Разработка бизнес-модели, инвестиционной заявки, финансовой модели позволили глубже окунуться в  тему и проявить, работая в команде коммуникативные, гностические, проектные, исследовательские, рефлексивные компетенции. Интерес к обучению увеличился  вдвойне, уже с первой лекции Родионова И.И. Было невероятно увлекательно присутствовать на его занятиях, настолько легко, интересно, понятно он преподносил материал. Как потом оказалось, эти качества относятся ко всем преподавателям курсов по программе «Привлечение венчурных и прямых инвестиций в технологические проекты».
Естественно надо отметить и организацию учебного процесса. Четкость  и ясность в постановке задач перед слушателями, постоянная связь с преподавателями, возможность получить все необходимые материалы, осуществить просмотр лекций преподавателей (что было крайне необходимо для  повторения ранее прочитанного материала и подготовки практических заданий), высокий научный и профессиональный уровень преподавателей курсов, тематика и подбор материала для лекций… все это и многое другой говорит о высочайшем профессионализме создателей курсов. Особо, я думаю, все  участники курсов отметили защиту проектов и встречу с инвесторами, в ходе которой мы получили  ценные советы, важные замечания и бесценный опытом работы по привлечению венчурных и прямых инвестиций.  Знания и умения, полученные мною, в данный момент применяются на занятиях со студентами по дисциплине «Управление персоналом».


Дополнительная информация

Кирилл Гладких, Руководитель образовательных программ, kvg@rvca.ru