Программа для региональных администраций

Программа реализуется при поддержке ФИОП (РОСНАНО)
Оператор Программы: Центр инновационного менеджмента
Партнер Программы: Университет ИТМО

Описание

Аннотация

Цель программы состоит в разработке практических предложений по развитию инновационной экосистемы региона в целях повышения конкурентоспособности и устойчивого роста доли инновационной продукции в валовом региональном продукте. Рассматриваются составляющие элементы региональной инновационной системы (стратегия; экономика, бизнес, инновации; встройка в мировую инновационную систему; человеческий капитал; инструменты региональной инновационной политики; институты развития), а также проводится синтез новой версии региональной инновационной системы (РИС) по результатам анализа её составляющих.

Целевые группы

Руководители региональных администраций высшего / среднего звена ответственные за инновационное развитие региона; представители руководящего состава региональных институтов инновационного развития (инфраструктуры);

Ответственные исполнители среднего звена из числа сотрудников (руководителей / замов) профильных департаментов / управлений региональных администраций, ответственных за формирование/реализацию программ и проектов инновационного развития региона и обычно курирующие подготовку соответствующих документов/презентаций.

Формат

Очно-заочный
Объем: 120 часов
Длительность: 4 месяца

Результат обучения

Слушатели в ходе обучения разрабатывают выпускные проектные документы*:

проект изменений в стратегию развития региональной инновационной системы региона
проект изменений в программы и проекты, ориентированные на инновационное развитие региона

* – документы, разработанные в ходе обучения, передаются слушателями в свои региональные администрации для дальнейшего рассмотрения вице-губернаторами по инновационному развитию.

Выпускники способны

оценивать элементы РИС с позиции обеспечения ими уровня конкурентоспособности региона и устойчивого роста доли инновационной продукции в валовом региональном продукте.
оценивать элементы РИС с позиции обеспечения ими интеграции региона в российский технологический рынок.
оценивать элементы РИС с позиции обеспечения ими интеграции региона в международный технологический рынок соответствует реальной ситуации.
разрабатывать перспективную конфигурацию РИС региона (РИС-2.0) соответствующую результатам оценки её элементов.

Обучение прошли представители следующих регионов:

Архангельская область
Иркутская область
Новосибирская область
Самарская область
Республика Башкортостан

Содержание

Модуль 1: Стратегия

Политика технологического развития РФ. Инновационная деятельность. Опыт мировых лидеров. Новые смыслы – общие тренды новой экономики. Новые направления – частные тренды в новой экономике. Прогнозируемые последствия Индустрии 4.0. Мировая экономика и её проекция на структуру российского региона. Образ желаемого завтра. Обратить недостатки в преимущества. Смотреть не где мировая экономика сейчас, а где она будет. IT – как быстрый результат.

Модуль 2: Экономика. Бизнес. Инновации

Взаимодействие объектов инновационной инфраструктуры. Дифференциация мер поддержки. Разработка концепции инновационной политики следующего поколения. Законы ведения технологического бизнеса. Венчурный бизнес и его структура. Типовые отраслевые бизнес модели.

Экономика: Экономика региона. Региональные «пищевые цепочки». Как работает венчурная индустрия. Как работает экономика региона. Бюджетная эффективность. Новые показатели бюджетной эффективности. Месседж местному бизнесу

Бизнес: Концепция «новой экономики». Корпоративные венчурные инвестиции. Карта типов и целей инвестиций КВК. Экспортно-ориентированное импортозамещение.

Инновации: Технологические тренды настоящего и будущего. Технологии Индустрии 4.0. Горизонты планирования. Как работает инновационный конвейер. Этапы коммерциализации инновационного продукта. Время развития проекта. Основные сценарии коммерциализации. Корпоративные культуры.

Модуль 3: Встройка в мировую инновационную систему

Международный трансфер технологий. Выход на международные рынки. Факторы успеха и риски. Страновая репутация. Культурный код. Правила ведения бизнеса. Партнерские сети и потоки проектов. Необходимость работы на мировую инновационную систему. Стратегическое сотрудничество в инновационной сфере. Многоуровневая система управления региональными инновациями. Концепция «умной специализации» регионов (Smart Specialization Platform). Концепция «исследовательских и инновационных стратегий» (RIS3).

Модуль 4: Человеческий капитал

Коммуникации и доверие. Качественный человеческий капитал как финансовый капитал. Интеллектуальная собственность и человеческий капитал. Принципы концентрации человеческого капитала. Комфортная городская среда. Стратегия роста качества человеческого капитала. Выращивание человеческий капитал. Переучивание человеческого капитала. Привлечение человеческого капитала.

Модуль 5: Инструменты региональной инновационной политики

Активы инновационной компании. Методы разработки продуктов. Выручка или капитализация. Инструменты инновационной политики. Технопарк. Бизнес-инкубатор. Бизнес-акселератор. Корпоративный бизнес-акселератор. Территория опережающего развития. Бизнес-модели технопарка. Эффект хорошего технопарка. Правильные и неправильные KPI технопарка. Частые ошибки при планировании KPI технопарка. Средние компании, как наиболее восприимчивые к инновациям.

Модуль 6: Институты развития

Российские институты развития. Поддержка инновационных территориальных кластеров. Международные институты развития. Федеральная поддержка экспорта. Региональная поддержка экспорта. Привлечение финансирования. Возможности на региональном уровне. Возможности на федеральном уровне. Инновационный лифт.

Эксперты

Родионов Иван Иванович

Гусев Алексей Николаевич

Директор по развитию инновационной экосистемы АО «РВК». С 2014 года — директор департамента развития инновационной экосистемы АО «РВК». Отвечает за взаимодействие РВК с университетами, региональную политику, развитие базовой кафедры при МФТИ. Входит в состав набсовета Регионального венчурного фонда Свердловской области. Член экспертного совета при губернаторе Тульской области. Преподает на кафедре РВК в МФТИ, автор курса «Государственная инновационная политика».

Родионов Иван Иванович

Княгинин Владимир Николаевич

к.ю.н., вице-президент Центра стратегических разработок, председатель правления «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Принимал участие в разработке стратегий развития Красноярского края, Тверской области. Проводил геоэкономические исследования по заказу Центрального Банка Республики Армения.

Родионов Иван Иванович

Костров Алексей Викторович

Исполнительный директор Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы был создан Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы при поддержке ОАО «РВК». Целью деятельности Фонда является создание благоприятных условий для развития в городе Москве венчурного инвестирования.

Родионов Иван Иванович

Кучкин Кирилл Владимирович

Научный сотрудник кафедры молекулярной физики физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; заместитель директора лаборатории прототипирования Horizon Emerging Technologies – Chief Technology Officer; эксперт в научно-технической сфере ГНТЦ экспертиз проектов и технологий Минатома РФ (Росатом); член жюри по программе «СТАРТ»; приглашенный лектор на экономическом факультете МГУ и в Высшей школе инновационного бизнеса МГУ, читает курс на магистерской программе «Управление венчурным бизнесом»; консультант Министерства экономического развития РФ.

Родионов Иван Иванович

Липецкая Марина Сергеевна

к.г.н., директор «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Сфера профессиональных интересов: региональное стратегическое планирование и проектирование, проблемы городского развития, прогнозирование ресурсных и технологических рынков, формирование человеческого капитала, экономика знаний.

Родионов Иван Иванович

Мальсагов Олег Русланович

Советник ректора по развитию Университет ИТМО. Организатор и исполнитель трека федерального акселератора GenerationS BioTechMed 2014 и 2015 ОАО «РВК». Вошел в ТОП-30 экспертов в области инноваций и предпринимательства по версии ОАО «РВК». 2015 - заместитель директора по развитию, и.о. директора, Центр кластерного развития Томской области. 2014-2015 – директор Инновационно-технологического бизнес-инкубатора, Томский государственный университет.

Родионов Иван Иванович

Родионов Иван Иванович

д.э.н., профессор кафедры «Экономики и финансов фирмы» НИУ Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), эксперт OPEC, член совета директоров ряда компании, в том числе: Венчурный Инновационный Фонд – председатель попечительского совета (2006-2013), IBS (1999-2015), Связьинвест (2009-2013), Ростелеком (2009-2014), лауреат премии Независимый Директор Года в 2007, 2010, 2012 гг., зам. председателя Комитета по Инвестиционной политике ТПП РФ (2008-2015), председатель Комитета по развитию «Рынка инноваций и инвестиции» ММВБ-РТС (2011-2015), зам. председателя Комитета по Телекоммуникации и ИТ РСПП (2009-2015). В 1996 – 2006 – управляющий директор представительства УК фонда прямых инвестиций AIG-Brunswick Millenium Fund (~ 300 млн долл). Имеет более чем 10-летний опыт работы в области привлечения и управления инвестициями. Автор учебного курса «Венчурный капитал» (НИУ ВШЭ). Три учебника в соавторстве. Более 10 публикаций и монографий в соавторстве в области экономики и проектного финансирования.
Родионов Иван Иванович

Рождественский Игорь Всеволодович

к.ф.-м.н., Член правления Ассоциация брокеров инноваций и технологий. Руководитель отдела маркетинга передовых технологий ИППТ СПбТУ Петра Великого, управляющий партнер Xmas Ventures, Генеральный директор ООО «Марталь СПб», ранее руководитель бизнес-инкубатора «Ингрия». Автор учебного курса «Технологическое брокерство: базовая методология и основные инструменты коммерциализации знаний и компетенций». Соавтор учебного курса обучения команд, управляющих проектами развития моногородов (РАНХиГС).

Родионов Иван Иванович

Цыганков Михаил Арнольдович

Председатель правления Ассоциация брокеров инноваций и технологий. Директор по работе со стратегическими партнерами аэрокосмического кластера Фонда Сколково, ранее главный управляющий портфелем РВК, руководитель посевного фонда Microsoft, топ-менеджер в различных компаниях (Luxoft, Starsoft). Член инвесткомитета УК Лидер-Инновации. Член рабочей группы по оценке ПИРов при МВК по технологическому развитию президиума Совета при Президенте РФ по модернизации и инновационному развитию России.

Родионов Иван Иванович

Шадрин Артём Евгеньевич

Директор Департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации. 2011 - 2016 гг. – директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации, директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации, директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации. 2008 - 2011 гг. – заместитель директора Департамента анализа и мониторинга приоритетных программ, заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации.

 

Анализ лучших практик

Исполнителем выполнен сбор и анализ лучших практик по развитию региональных инновационных систем. В ходе анализа рассмотрены как существующие успешные кейсы развития региональных инновационных систем Российской Федерации, так и предложения по развитию региональных инновационных систем, сформированные слушателями образовательной программы и одобренные экспертами в рамках обучения.

Анализ лучших практик по развитию региональных инновационных систем

Отзывы

Хотели бы Вы продолжения программы в расширенном, более углублённом формате? Какие темы Вам были бы Вы интересны прежде всего?

Однозначно продолжения хочется. Из интересных тем: международное патентование (особенности, нюансы); создание совместных предприятий с иностранным капиталом и участием (особенности, нюансы).

Да, и в соответствии с процессами, сопровождающими закрытие ЗПИФ и возврат имущества пайщиков, в том числе с юридической точки зрения.

Да. Хотелось бы глубже познакомиться с лучшими практиками и неудачами регионов по формулированию стратегий инновационного развития и развитию инновационной экосистемы.

Да. Инновации в строительстве, образование и медицины.

Да. Интересно было бы разработать проект (полный, с показателями эффективности, программными документами и т д ) «идеальной (целевой)» инновационной системы на примере субъекта и реализовать его при помощи школы (и ее административных возможностей).

Да. Управление венчурным фондом (корпоративным, отраслевым). Акселераторы.

Считаете ли Вы целесообразным мультиплицировать программу в Вашем регионе?

Безусловно, т.к. только сформировав новое качество знаний у нескольких поколений – мы сможем перейти или преодолеть переход к 6-му (или уже к 7-му) технологическому укладу и быть готовыми к новым вызовам развития науки и техники.

Да, необходимо провести аналогичную программу с охватом инновационной инфраструктуры Республики Башкортостан.

Считаю необходимым продолжить реализацию программы с отрывом от производства, но с обязательным условием участия в программе команды руководства органов власти, уполномоченных на технологическое развитие региона, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки инновационного и технологического бизнеса.

Обязательно. Считаю, что в данную программу надо вовлекать как можно больше участников, конечно, должна быть соответствующая целевая аудиторияи (органы власти, инновационная инфраструктура, региональные институты развития, стартапы). Возможно, для различных целевых аудиторий понадобятся обсуждение более глубоко каких-то конкретных вопросов.

Считаю целесообразным участие в таких программах чиновников, т.к. для инфраструктурщиков всё более понятно и очевидно. Но есть барьер в понимании, что и как нужно делать с экосистемой. Даже на уровне терминологии есть непонимание. Возможно, в регионах делать более лёгкие курсы лекций/семинаров. Мы в Самарской области с 2013 года пытаемся донести, что важно развивать мягкую инфраструктуру, но еще не в полной мере это понимание сформировано у всех представителей инфраструктуры и министерств.


Дополнительная информация

Кирилл Гладких, Руководитель образовательных программ, kvg@rvca.ru